Региональный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

 

Региональный ресурсный центр (далее - РРЦ) по организации комплексного
сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) -
это государственная организация и/или ее структурное подразделение, исполняющее функции по развитию системы комплексной помощи детям с РАС в субъекте РФ в соответствии с государственным заданием.

 

РРЦ по организации комплексного сопровождения детей с РАС создается в
целях координации деятельности общеобразовательных и иных организаций,
осуществляющих комплексную помощь детям с РАС, обеспечения их сетевого
взаимодействия и оказания им поддержки в вопросах комплексной медико-
социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС.

 

Контактная информация:

 

г. Тамбов, ул. М.Горького, д.6, тел: 8 (4752) 72-15-64 

 

Сотрудники:

 

Список сотрудников>>

 

 

Перечень основных мероприятий комплекса мер

 

Рекомендации РЦ

 

Схема реализации ранней помощи детям с признаками расстройств аутистического спектра в Тамбовской области

 

 

Интерактивная карта учреждений для детей с РАС:

 

Интерактивная карта>>

 

Перечень организаций и оказываемых ими услуг детям с расстройствами аутистического спектра

 

 

Наши документы:

 

- Приказ об утверждении комплекса мер

- Состав областного совета родителей, воспитывающих детей с признаками расстройств аутистического спектра и с расстройствами аутистического спектра, Тамбовской области

- Приказ о создании областного совета родителей, воспитывающих детей с признаками расстройств аутистического спектра и с расстройствами аутистического спектра

- Положение об областном совете родителей, воспитывающих детей с признаками расстройств аутистического спектра и с расстройствами аутистического спектра

- Положение о ресурсном классе

 

Объявление!

 

Уважаемые родители и педагоги 15.05.2019 на сайте ФИРО РАНХиГС будет проведён вебинар, на тему: "Подготовка детей с РАС к школьному обучению"

 

На вебинаре будут рассмотрены организационные и методические вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, обсуждены различные варианты образовательной траектории, возможные подходы к смягчению психологических и академических трудностей перехода к школьному обучению.

 

Вебинар проводят:

С.А. Морозов, ведущий научный сотрудник Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, член Экспертной группы по вопросам развития образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, председатель «Общества помощи аутичным детям «Добро», канд. биол. наук, доцент;

С.С. Морозова,  научный сотрудник Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС.

 

Участие в вебинаре бесплатное, количество участников ограничено. К работе вебинара привлекаются сотрудники  научных организаций и учебно-методических  центров, руководители, педагоги  дошкольных и общеобразовательных организаций, экспериментальные площадки ФИРО РАНХиГС. Для участия в вебинаре необходимо заполнить заявку в срок до 14 мая 2019 г..

 

Ссылка на регистрацию: Регистрация

 

Новости:

 

24 июля 2020 года

 

В пятницу 24 июля в 11:00 состоялся очередной вебинар из цикла Совета ВОРДИ об обучении детей с РАС: "Дошкольное образование для детей с РАС в РФ. Опыт апробации АООП в регионах." Приглашенный эксперт - автор АООП для дошкольного уровня образования для детей с РАС - Сергей Алексеевич Морозов, кандидат биологических наук, врач, Председатель Общества помощи аутичным детям "Добро" (Москва), эксперт Министерства Просвещения РФ, автор первого в России курса по диагностике и коррекции детского аутизма для вузов, автор более 120 научных работ (в том числе более 70 — по проблемам детского аутизма).

Ссылка на запись прошедшего эфира:
https://youtu.be/tbAL-CJXuh8

Ссылки на скачивание презентаций докладчиков: 
1. https://drive.google.com/file/d/1Y-oiunGp0psGdzgzHDw6NoQ_wfJUVXmW/view?usp=drivesdk
2. https://drive.google.com/file/d/1Y-oiunGp0psGdzgzHDw6NoQ_wfJUVXmW/view?usp=drivesdk

Ссылки на материалы, информацию  и нормативные документы, упоминавшиеся в вебинаре: 

Тьюторы и ассистенты:
Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”: 
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72084878/
Как получить тьютора: 
https://contact-autism.ru/news/tyutor-gde-tebya-iskat
Больше материалов о тьюторстве: 
https://contact-autism.ru/parents/education/tutor-dlya-detei-s-ovs

Опыт внедрения АВА в гос. систему на примере ФРЦ по аутизму и РОО помощи детям с РАС "Контакт" (тиражируемо в регионах): https://autism-frc.ru/news/frc/990

АООП дошкольного образования для детей с

РАС: 

hhttps://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/1397/praoop_do_ras-_n.pdf

Сайт с материалами МДОУ 196: 
https://mdou196.ru 


Ссылка на Ютуб канал ВОРДИ, где лежат уже прошедшие вебинары цикла: 
https://youtu.be/XjCp7TwKj1s  

Рекомендуем к ознакомлению статьи Сергея Алексеевича Морозова в журнале "Аутизм и нарушения развития": https://psyjournals.ru/authors/78081.shtml

Вопросы к этому, предыдущим и последующим вебинарам принимаются на почту Совета ВОРДИ: sovet.vordi@gmail.com

Модератор серии член Совета ВОРДИ, Исполнительный директор РОО помощи детям с РАС "Контакт" Елена Багарадникова.

 

 

16-18 марта 2020 года

 

Курсы повышения квалификации «Семейное консультирование по вопросам коррекции поведения детей с расстройствами аутистического спектра» были проведены ТОИПКРО в марте на базе ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» в рамках реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование». Лекции прочли С.А. Морозов, кандидат биологических наук, Т.А. Морозова руководитель, педагог-дефектолог Региональной общественной благотворительной организации «Общество помощи аутичным детям «Добро». Педагоги области получили уникальную возможность не только прослушать лекции по актуальным вопросам работы с семьями, воспитывающими детей с РАС, но и получить рекомендации по конкретным профессиональным затруднениям.

 

 

совет

 

15 марта 2020 года

 

Встреча с родителями первоклассников, представителями общественных организаций родителей с Сергеем Алексеевичем и Татьяной Ивановной Морозовыми, руководителями общества помощи аутичным детям «Добро» состоялась 15 марта на базе Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения. В ходе встречи обсуждены вопросы подготовки детей к обучению в массовых школах, применению различных коррекционных подходов в системе семейного воспитания.

 

 

совет совет

 

28 января 2020 года

 

Замечательные праздничные утренники «Масленица» прошли в ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» 28.02. 2020 Особый восторг у детей вызвало выступление лабрадора Одри. Инициатором и сценаристом утренника выступила Лидия Маслова, канис- терапевт, член Совета родителей, воспитывающих детей с РАС. В проведении праздников приняли участие волонтеры, специалисты ТОГБУ «Центр по оказанию психолого-педагогических услуг «Планета Любви» г. Кирсанов. Всех гостей праздника угостили масленичными блинами. Мероприятия проведены в рамках реализации Программы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Тамбовской области до 2020 года («ранняя помощь»).

 

 

совет совет совет

 

27 февраля 2020 года

 

В рамках реализации Программы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Тамбовской области до 2020 года («ранняя помощь») для повышения качества оказания помощи обучающимся с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями Институтом повышения квалификации работников образования 27 февраля 2020 года в Тамбовском областном гоcударственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» г.Рассказово был проведен практико-ориентированный семинар «Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации». В работе семинара приняли участие учителя-дефектологи, педагоги- психологи, учителя-логопеды ТОГБУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», педагогические работники Центра «Гармония», родители обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями. Специалисты ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» и ТОГБУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» провели углубленную диагностику отдельных обучающихся с РАС, консультации для педагогов Центра «Гармония» и родителей обучающихся, показали методы и приемы работы с данными детьми. Семинар получил высокую оценку со стороны педагогов Центра «Гармония» и родителей обучающихся с РАС и другими ментальными нарушениями за практическую направленность и методическую грамотность.

 

 

совет совет совет

 

 

3 декабря 2019 года

 

Услуга «Комплексная помощь семьям с детьми с расстройствами аутистического спектра» по итогам конкурса «Лучшее-детям», проводимым Общественной Палатой РФ награждена знаком качества. 3 декабря 2019 года директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Н.В Малышкина и руководитель регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС Е.Л. Чичканова приняли участие в официальной церемонии награждения лауреатов конкурса в Общественной Палате Российской Федерации.

 

совет совет совет

 

23 по 28 ноября 2019 года

 

В рамках реализации комплекса мероприятий пилотного проекта Тамбовской области по формированию единой региональной системы взаимодействия между органами исполнительной власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна Институтом повышения квалификации работников образования с 23 по 28 ноября был организован «Лагерь родительского актива» на базе санатория «Сосны». В работе лагеря приняли участие врачи, учителя-дефектологи, психологи, тьюторы, учителя-логопеды, тренеры, представители общественных организаций родителей, специалисты ТОГБУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» , КСОН «Забота». Специалисты ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» провели тренинги и обучающие занятия для родителей по вопросам конструктивного взаимодействия. 10 семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, получили консультации специалистов, поплавали в бассейне, приняли участие в тренировках по самбо, творческих вечерах, развлекательных программах, отдохнули и поправили здоровье вместе с детьми. По отзывам родителей работа лагеря получила высокую оценку. Особенно понравилась семьям возможность совместить общение, отдых и обучение методическим приемам реабилитации и абилитации детей.

 

совет

 

 

2 апреля 2019 года

 

Сегодня во всем мире отмечается день распространения информации о проблеме аутизма. А весь последующий месяц призван не просто информировать, но и изменять отношение общества к детям и взрослым к этому заболеванию. В тамбовском Центре лечебной педагогики 53 дошкольных воспитанника, из них 23 ребенка – с расстройствами аутистического спектра. Специалисты отмечают рост аутизма, а родителям бывает сложно увидеть проявления. Признаки, когда нужно обратиться к неврологу: замкнутость, отсутствие речи, склонность играть в типовые игры, избирательность в едеЧем раньше мама и папа обратят внимание на особенности своего ребенка, тем эффективнее будет социализация в обществе.

Люди с аутизмом точно так же могут учиться, работать, любить и жить полноценной жизнью, как и все остальные. Многие из таких детей вырастают гениальными музыкантами, программистами и другими профессионалами своего дела. Мальчишкам и девчонка с особенностями развития нервной системы, просто нужно чуть больше нашего понимания и профессиональной помощи.

– Практически из любого состояния можно ребенка довести до социального взаимодействия с окружающими. Здесь все зависит от работы родителей, в первую очередь родителей. Потому что все, что мы даем здесь, это конечно, хорошо, но большую часть времени ребенок проводит в семье, – рассказала Светлана Мещерякова, педагог-психолог Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

 

 

Подробная информация>

 

2 апреля 2019 года

 

В двух тамбовских школах откроют специальные классы для детей с аутизмом и ментальными отклонениями

Вопрос открытия в Тамбовской области ресурсных классов для «особенных» детей обсудили на расширенном совещании с родителями.

Собрание организовали по просьбам родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. В обсуждении вопросов приняли участие представители Тамбовского института повышения квалификации работников образования, регионального Управления образования и науки, городского комитета образования, а также сами родители.

Открытие ресурсных классов планируют в пятой школе имени Ю.А. Гагарина и 31-й школе Тамбова. Зачислять в такие классы будут по заявлениям родителей или других законных представителей вкупе с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

Подробная информация>

 

 

1 апреля 2019 года

 

2 апреля во всем мире проходят акции и мероприятия в рамках Всемирного дня распространения информации об аутизме, учрежденного Организацией Объединенных Наций. Ежегодный межрегиональный инклюзивный фестиваль «#ЛюдиКакЛюди» — это возможность узнать о том, что такое аутизм, как живут люди с таким диагнозом, как можно им помочь и как поддержать включение детей и взрослых с РАС в повседневную жизнь. Фестиваль уже третий год подряд соберет сотни организаций, оказывающих помощь детям и взрослым с аутизмом, как государственных, так и общественных. В 2019 году он пройдет на уже ставшей традиционной главной площадке в Государственном музее-заповеднике «Царицыно», а также на других московских и региональных площадках.

Подробная информация>

 

20 декабря 2018 года

 

Об проведении круглого стола по итогам реализации Комплекса мер Тамбовской области «Шаг вперед»

 

20 декабря 2018 года Тамбовским институтом повышения квалификации работников образования совместно с ТОГБУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» г.Тамбова в соответствии с Комплексом мер Тамбовской области по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям с признаками расстройств аутистического спектра и с расстройствами аутистического спектра «Шаг вперед» был проведен круглый стол по итогам реализации Комплекса мер Тамбовской области «Шаг вперед». В работе круглого стола приняли участие руководители, заместители руководителей образовательных организаций, учителя-дефектологи и педагоги–психологи дошкольных и общеобразовательных организаций, представители совета родителей детей с РАС, другие специалисты из Тамбова, Кирсанова, Мичуринска. В рамках круглого стола были обсуждены вопросы организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; дошкольной образовательной организации; отдельной образовательной организации. С подробным анализом деятельности совета родителей, воспитывающих детей с РАС выступила председатель Панкова Н.В. Особый интерес вызвали вопросы, касающиеся организации профориентации детей с РАС и другими нарушениями развития, которые были освещены заместителем директора АНО НМЦ «СУВАГ», к.п.н., г.Москва Котовой Г.Л.

 

Файлы мероприятия:

 

Итоги комплекса мер (презентация)

 

Областной совет родителей (презентация)

 

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (презентация)

 

Профессионально-трудовая подготовка детей с нарушениями интеллекта в современной России: вызовы и перспективы (мастер-класс СУВАГ, Тамбов) (презентация)

 

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях отдельной образовательной организации (Школа ОВЗ, Мичуринск) (презентация)

 

Организация обучения и воспитания детей с РАС в группе компенсирующей направленности на примере МБДОУ «Детский сад «Изумрудный город» (презентация)

 

 

Апрель - месяц информации об аутизме.

 

Областной семинар 24-25 октября

 

Расстройство аутистического спектра у детей – актуальная проблема для Тамбова и области. Как выявить заболевание и что делать дальше? Кто поможет родителям и что для этого уже сделано?

Столичный эксперт, руководитель «Общества помощи аутичным детям» Сергей Морозов рассказал медработникам и педагогам-психологам о современных методах работы в этой сфере и возможных факторах, влияющих на появление различного рода расстройств.

 

Канал "Новый Век" от 24.10.2018 г.

 

 

Подробная информация>

 

Канал "Вести Тамбов" от 25.10.2018 г.

 


Руководитель «Общества помощи аутичным детям» проводит семинар в Тамбове

 

Подробная информация>

 

Архив новостей >>

 

 

Проведённые мероприятия:

 

16 ноября 2017 года в городе Мичуринске на базе МБОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» состоялся практико-

ориентированный семинар «Комплексное сопровождение детей с признаками РАС и с РАС».

В семинаре приняли участие Чичканова Елена Леонидовна, руководитель РРЦ, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО, к.п.н.; Субчева Вера Павловна, специалист РРЦ, зав. лабораторией коррекционной педагогики и социальной адаптации ТОИПКРО; Паршукова Софья Викторовна, специалист РРЦ, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО, к.пс.н.

Специалисты посетили уроки, занятия детей с РАС с логопедами, психологами, дефектологами. Кроме того, гостям показали занятия по внеурочной деятельности: квест-игры «Туристические старты» и «Своя игра».

После семинара родители детей с РАС получили квалифицированные консультации и рекомендации от специалистов. А в заключение, педагоги обсудили вопросы по обучению, тьюторскому сопровождению, созданию образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра.

 

 

совет

 

 

 

 

22-23 сентября 2017 года На базе ТОГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" был проведен научно-практический семинар «Диагностика и коррекция расстройств аутистичекого спектра».

 

 

Ниже вы можете посмотреть материалы специалистов выступивших на данном семинаре.

 

 

«Ребёнок на качелях» (информация об аутизме): Перейти >>

 

 

Консультации специалистов:

 

Моторное развитие / Морозов С.А.

 

Речевое развитие / Морозов С.А.

 

Сенсорное развитие / Морозов С.А.

 

Социально-коммуникативное развиттие и игра / Морозов С.А.

 

 

Страхи у детей с аутизмом / Паршукова С.В.

 

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ/ Паршукова С.В.

 

Актуальные вопросы социализации детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях / Субчева В.П.

 

Прикладной поведенческий анализ в работе с детьми с признаками РАС и с РАС / Субчева В.П.

 

Формирование слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с системным нарушением речи / Кривощапова Л.О.

 

 

Видео рекомендации:

 

Социальные истории для детей с РАС / учитель-дефектолог Рассказова Наталия Владимировна

 

Сенсорное воспитание детей с ОВЗ / учитель-дефектолог Кузякина Надежда Викторовна

 

 

Банк научно-методического обеспечения системы образования детей с РАС:

 

Организация образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (методические рекомендации)

 

Комплексная помощь детям с признаками расстройств аутистического спектра и с расстройствами аутистического спектра (аналитические материалы)

 

Социальные истории (методические рекомендации)

 

 

Учебные фильмы разработанные в ФИРО РАНХиГС по заказу Министерства просвещения РФ:

 

Коммуникативная инициатива часть 1

 

Коммуникативная инициатива часть 2

 

Сюжетная игра и игра с правилами

 

 

Полезные ссылки:

 

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ

 

Общество помощи аутичным детям «Добро»

 


Центр реабилитации инвалидов детства «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР»

 

Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход»

 

Областной совет родителей воспитывающих детей с признаками РАС и с РАС, Тамбовской области:

1 ссылка группа в ОК - https://ok.ru/glaza.v.glaza.tmb

2 ссылка группа в VK- https://vk.com/glaza.v.glaza_tmb


 

Образовательные ресурсы:

 

Сервис для создания цифровых историй

 

Создание интерактивного видео

 

Интерактивные модули для обучения

 

Развивающие игры для детей (ребусы, загадки, головоломки)

 

Пазлы (возможность создать свой пазл)

 

Примеры работы с ресурсами:

 

Минутка добра-цифровая история

Домашние животные-цифровая история

Здравствуй, зима-цифровая история

Наша Родина - Россия-цифровая история

Здоровье - всему голова-цифровая история

 

Подготовка к НОВОМУ ГОДУ - интерактивное видео

Мультик про Антошку - интерактивное видео

Творчество Левитана - интерактивное видео

 

Домашние и дикие животные - интерактивный модуль

Добрый или Злой - интерактивный модуль

Сказки

 

 

// Последнее обновление: 29.07.2020